Наиболее благоприятный период для развития христианства – это период столкновения двух разных идеологий. В 1 веке нашей эры происходило столкновение идеологии Древнего Рима с языческими идеологиями покоренных народов. Именно этот фактор, как считают многие историки, стал одной из важных причин быстрого распространения христианства в апостольский период. Например, Эрл Е. Кернс так описывает этот процесс в своем труде «Дорогами христианства»:
«Успешная завоевательная политика Рима приводила к тому, что многие народности теряли веру в своих богов, неспособных защитить от чужеземного нашествия. Такие народности оставались в духовном вакууме, который не в состоянии были заполнить существовавшие тогда религии.
Вдобавок заменители веры, которые предлагались самими римлянами, оставляли все-таки в создании людей место для поисков более духовной религии. Культ же римского императора, появившийся во время, соответствующее ранним этапам христианства, приводил людей к мысли об уязвимости Римской империи.
Различные языческие религии предлагали людям большую духовную и эмоциональную помощь, чем культ императора. Поклонение Кибеле, «великой Матери земли», были привнесено в Рим из Фригии. Ритуалы поклонения этой богине плодородия (такие, как изображение смерти и воскресения ее возлюбленного Аттиса), казалось, удовлетворяли эмоциональным потребностям людей. Поклонение Исиде, пришедшее из Египта, было похоже на поклонение Кибеле, поскольку в нем тоже были задействованы смерть и воскресение. Митраизм, взятый из Персии, привлекал прежде всего солдат Римской империи. С митраизмом связал культ чудеснорожденного бога-спасителя Митры, противостоящего злу, и декабрьские праздненства.
Во всех этих религиях присутствовал бог-спаситель. Поклонение Кибеле предполагало принесение в жертву быка и крещение поклонявшихся кровью этого быка. Митраизм, помимо всего прочего, предполагал жертвенное принятие пищи. Благодаря влиянию этих культов люди не увидели ничего странного в требованиях христианства. Когда массы поняли, что кровавые жертвоприношения других религий практически бесполезны, Духу Святому стало легче подводить их к обращению.»
Сами по себе эти идеологии Рима и других народов были неправдивы. Но тем не менее Господь использовал их для осуществления Своих планов. Такие же процессы происходят и в наше время. Наиболее быстро христианство развивается в тех странах и в тот период истории, когда там происходит столкновение идеологий. И наоборот, христианство развивается очень медленно там, где такого столкновения не происходит.
Например, в Японии в последние столетия очень сильными были позиции местных религий. Их влияние существенно не ослаблялось. Поэтому успехи христианства на протяжении многих веков были минимальны. Лишь в последние годы происходит некоторый прогресс, связанный с тем, что господствующая в западной цивилизации идеология потребления начинает вытеснять местные японские традиции и верования.
В то же время в Южной Корее во второй половине 20 века происходил очень быстрый рост христианства. Связано это было с тем, что авторитет местных верований сначала был подорван японским завоеванием во времена Второй Мировой войны. А затем свои традиции начали активно внедрять американцы, под опекой которых происходило послевоенное развитие Южной Кореи. В результате, как называет этот процесс Эрл Е. Кернс, образовался «духовный вакуум», который и заполнило христианство, принесенное теми же американцами.
Итак, можно сделать вывод, что если в той или иной стране господствует сильная идеология, то «духовного вакуума» там не будет, и христианству в такой стране развиваться будет очень сложно. Скорее всего в таких условиях будет регресс – сокращение численности христиан.
Но при столкновении идеологий, многие люди разочаровываются в привычных верованиях, взглядах и ценностях. Такой период является благоприятным для успеха проповеди Евангелия.
В 20 веке одной из таких идеологий, которая нарушала устоявшиеся взгляды и ценности стал коммунизм. Коммунизм вытеснял другие, укоренившиеся традиции, расчищая, таким образом, дорогу для успешной проповеди Евангелия. В 20-х годах 20 века коммунизм стал подавлять господствовавшую в России (как и во всей западной цивилизации) идеологию потребления. Этим объяснялись успехи проповеди Евангелия в 1920-28 гг, пока продолжалось это идеологическое противостояние. После 1928 г. коммунизм победил в этом противостоянии, значительно укрепился и стал уже неблагоприятным фактором для развития христианства в СССР. Но с 70-х годов коммунизм в Советском Союзе вновь начал вытесняться идеологией потребления. К середине 80-х эта идеология стала преобладать над коммунизмом, что формально вылилось в реформы Горбачева и распад СССР.
Вторая половина 80-х и 90-е годы ознаменовались небывалым духовным подъемом в постсоветских государствах. В обществе был огромный интерес к слову Божьему. Росли церкви, умножаясь численно и созидаясь в Христовом учении. Такой успех объяснялся тем, что коммунизм постепенно уничтожался, а раздавившая его идеология потребления еще не укоренилась в полной мере. Произошло это лишь в нулевых годах, после чего начался регресс в христианских общинах постсоветских государств.
В республиках Средней Азии коммунизм надломил сильные позиции ислама, что обеспечило рост христианства в этом регионе в 90-х и нулевых годах.
В Китае в 19-м и первой половине 20-го века идеология потребления, принесенная европейцами, быстро вытесняла местные конфуцианство и буддизм. Поэтому христианство в этот период распространялось в Китае быстро. Но в послевоенный период сильно укоренился коммунизм, расправившись с другими идеологиями. Начался период жестоких гонений на китайскую церковь, как и в СССР с 1928 года. С 90-х годов коммунизм начал постепенно вытесняться идеологией потребления, что обеспечило в последние десятилетия быстрый рост христианства в Китае.
Косвенным образом коммунизм повлиял и на западное общество. Конечно же, Западная Европа, США, Канада, Австралия не стали коммунистическими государствами. Но эти идеи имели большую популярность в этих странах после Второй Мировой войны, когда на коммунистический путь развития стали страны Восточной Европы, Китай, некоторые страны Азии и Африки.
Западная элита испугалась этого распространения коммунизма и предприняла серьезные реформы в западном обществе, которые ограничили развитие идеологии потребления. В частности, начал расти средний класс. Увеличилось число социальных программ. Богатые делились с бедными, появлялись модели общества вроде «шведского социализма» и т.п.
Такое ослабление идеологии потребления привело к росту христианства в западном обществе во второй половине 20 века. Активно развивалось христианство, к примеру, в Германии, Швеции. А также традиционно в США.
С середины 80-х годов, после падения коммунистического лагеря, потребность в подобных ограничениях идеологии потребления в западном обществе отпала. Снова начало расти финансовое расслоение, увеличилось число нищих людей, а также другие побочные эффекты идеологии потребления. Как следствие, снова начался регресс христианства. Во Франции сносят пустующие храмы, в Германии их переоборудуют под другие цели. В церквях усиливаются ереси, такие как одобрение гомосексуализма.
Очевидно, в западной цивилизации настала потребность в вытеснении идеологии потребления другой идеологией. И если в 20 веке эту функцию выполнял коммунизм, то в 21 веке, похоже, подобную роль выполнит ислам и, возможно, фашизм. Неслучайно все большую популярность, особенно среди молодежи, набирают фашистские организации, а также радикальные исламские организации, такие как ИГИЛ.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Иудейский царь Иоас и его последователи в наше время - Николай Погребняк Начав, как он считал, с малой уступки языческому греху — с высот, на которых иудеи приносили жертвы, царь Иоас дошёл до того, что безропотно отдал язычникам на поругание сокровища из Божьего храма. Своим поступком Иоас показал идолопоклонникам, что они могут грабить Божий народ.
Последняя седьмина Пророка Даниила во свете Откровения - Владимир Сургай Где тот шаблон, по которому твердо определяем: “Я готов!” ? Готов ли кто ответить: ”Я имею достаточно масла в светильнике своем! Я знаю, что это за масло! Я знаю, где и как оно приобретается! Я знаю, кому оно дается!”?
Еще вопрос: мы готовимся быть в числе восхищенных или в числе пожатой пшеницы при кончине века? В чем разница этих событий?
Не ответив на эти вопросы, мы не сможем рассчитывать на восхищение! Ведь на брачный пир вошли готовые, имеющие достаточно масла! (Мф.25:1-13). И если Христос еще не взял Церковь, то лишь по одной причине: она не готова! Так неужели не будем участвовать в Божьем домостроительстве?!? Неужели будем говорить: ”Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”?!? Давайте попытаемся вместе получить ответы на эти важнейшие вопросы при свете Откровения – Божьего Слова! Мне стало вдруг ясно: без книги Откровения ответить на них невозможно! Надеюсь, и читатели с этим согласятся.
Благодаря книге Откровения мне больше открывается Славное Лицо Бога, Его Слово засветилось множеством дивных красок, особенно пророчества, -как Нового, так и Ветхого Завета. Не желаю сегодня быть на стороне дьявола; он хочет украсть славу у Бога, которая открывается исполнением Его заповеди: «Не запечатывай слов пророчества книги сей: ибо время близко». (От.22:10) Большое желание, чтобы изложенное ниже не числилось моим исследованием. Не хочу отрывать себя в этом процессе от Тела Христа. «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно…»(1Ин.2:27). Как известно из Писания, Бог дает сильнейшее помазание, когда в Его Теле имеется единодушие детей Божиих(Пс.132, 2Пар.5:13,14; Деян.2:1-4; 4:31,32; 5:12-15). Порознь, вне Тела Христа, нет сильного помазания. И эта работа обречена остаться незавершенной, если я не найду ключ к сотрудничеству с Церковью, в единстве с искупленными Кровью Иисуса.
Божий пламенный призыв сегодня: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне”(Ин.5:39)!
Краткий обзор схемы событий
inchrist.webs.com/Sxema02.bmp