«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов». (1Пет.4:8)
«Бог есть любовь» и поэтому, мера любви к ближним есть мера проявление природы Бога в нас.
Понятие «любовь к ближним» в последнее время настолько девальвировалось, что призыв к ее проявлению звучит для многих из нас как банальный лозунг, однако без веры действующей любовью мы, выражаясь языком Писания, уподобляемся кимвалу звучащему и не более того. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и ВСЮ ВЕРУ, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:1-3) Вера сосредоточенная только на себе, или на близком нам окружении (семья, ограниченный круг друзей и т п), имеет мало общего с тем к чему призывает Господь.
О любви к ближнему в христианских кругах говориться так много, что добавить к этому фактически нечего, тем не менее, лично я долгое время так и не понимал (не имел исчерпывающего откровения), что же все-таки она из себя представляет — каковы ее признаки, функции и основные цели. Между тем, любовь, о которой говорит Писание, является важнейшей составляющей истиной веры, поэтому иметь о ней четкое представление (по крайней мере, в основных моментах) должен каждый.
Хочу отметить, что в своих рассуждениях я не претендую на всесторонне развернутый, не оставляющий пробелов анализ - я лишь делюсь тем, что мне на данный момент в этом вопросе открыто.
В (Гал.5:14) мы читаем: «ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Это лаконичное определение отражает два основных аспекта, которые, в свою очередь, раскрывают две главные характеристики подлинно библейской любви.
Аспект первый.
Сосредоточим внимание на второй половине фразы: «возлюби ближнего как самого себя». На мой взгляд, именно здесь сокрыта та суть, которая поясняет в чем именно должна выражать себя любовь о которой идет речь.
Каждому ясно, что наша любовь к себе (мы говорим не о эгоизме, а о качествах неотделимых от нашего естества) выражается не в чувственной привязанности, а прежде всего в попечении о плоти и душе (внутреннее равновесие), т е, в стремлении восполнить те, или иные нужды и обеспечить относительно полноценную жизнь. Иными словами, наша любовь к себе замкнута на поиске душевного и физического благополучия, следовательно и любовь к ближнему, одной из своих граней, должна выражаться именно в этом. «Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других». (Фил.2:4)
Таким образом, одним из основных критериев любви божественного порядка (агапе) является жертвенность и самоотдача, побуждающая нас к неподдельному участию в судьбах других, т. е., к опеке, бескорыстной помощи и добродетельным поступкам. К этому можно добавить и стремление ставить чужие интересы в один ряд со своими. «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Гал.6:10) «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:10)
Второй аспект христианской любви
Еще одним показательным фактором нашей любви к себе является присущее всем нам чувство собственной значимости. Мы неотделимы от него по той причине, что единственным мерилом и центром всего сущего для человека является он сам, т. е. свойственное любой личности самоосознание и самоопределение. Опираясь на этот факт можно смело заключить, что вторым основополагающим признаком любви к ближнему является наша способность видеть в окружающих людях такую же значительность, какую мы видим в себе — и даже большую, согласно Слову Божьему призывающему нас: «почитайть один другого высшим себя» (Фил.2:3).
Именно в этих качествах находит свое полное выражение любовь Евангельского порядка и именно они определяют то, кем мы являемся - истинными учениками Христа, или кимвалом звучащим при всем своем познании и вере.
Нет нужды пояснять, что, в основе своей, источником наших благих побуждений, а также той силы посредством которой они воплощаются — всегда и всюду является Господь. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению». (Фил.2:13) Наша задача подключиться к этому Источнику (путем познания, доверия и верности Ему) и стараться воплощать полученное на практике. «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:3,4)
Следует отметить еще и то, что любовь библейского порядка, не исключающая наличия глубоких чувств, сопровождается этими ощущениями отнюдь не всегда. Порой, проявляя любовь к ближним, нам приходится перешагивать через определенные оттенки антипатии (например, когда мы имеем дело с асоциальными элементами, или с людьми питающими к нам открытую неприязнь). Иными словами, наша способность любить ближних в первую очередь относится к сферам волевых устремлений, инициируемых возрожденным духом, и лишь затем к сфере восторженных эмоций и сантиментов.
Как-то ученики спросили у Христа: кто наш ближний, т е, кого именно Ты предлагаешь нам любить? Иисус рассказал им притчу в которой тонко показал, что ближним для нас является тот, кто в данный момент нуждается в помощи и кому мы вполне способны ее оказать. Это основной критерий истинной любви к ближним. Оно сводится к нашей чуткости, отзывчивости и жертвенности (самоотдаче), т е к тому, что подвластно нашей воле (сознательному выбору) и лишь вскользь затрагивает сферу эмоций.
В силу многих психологических факторов мы не обладаем абсолютной властью над нашими ощущениями и не способны испытывать чувство искренней симпатии например к своим притеснителям, или гонителям, но отвечать им добром на зло - в нашей власти. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим.12:21)
В (1Кор.13:4-7) мы читаем: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» — все эти качества не имеют ничего общего с чувственной любовью, которая влечет нас к предмету любви на основе душевной привязанности (повторюсь, что дружественно-родственные ощущения не исключены, но и не являются закономерностью). Все вышеперечисленные свойства - это плоды самоотдачи, а не потребительства, к которому тяготеет чувственная любовь.
Если мы будем достаточно откровенными сами с собой, то не станем отрицать, что вступая в контакт например с полудеградировавшим, источающим зловоние бомжем, нам довольно сложно избежать естественного чувства брезгливости и ни о какой чувственной любви здесь не может быть речи. Однако, чувство сострадание и бескорыстного желание помочь страждущему - мы вполне способны в себе питать, черпая силы в новом естестве сопричастном естеству Божьиму.
К сказанному следует добавить еще и то, что на практике вышеозначенные качества приобретаются очень непросто, поскольку пути к этой цели пролегают через дебри нашего самолюбия раскрывающегося в корысти, похоти, зависти и тщеславии (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская).
Изначально мы пребывали в незамутненной любви к Богу и Его творениям, но грехопадение сделало эгоцентризм главным достоянием Адама. Через духовные гены эта \"патология\" передалась грядущим поколениям и наблажила свой отпечаток на каждого без исключения. Именно поэтому мы должны ежедневно распинать свое ветхое начало и неустанно работать над искоренением плевел эгоизма.
В светских сферах существует такое явление как альтруизм, которое внешне очень схоже с жертвенной любовью, но на поверку бесконечно далеко от нее. Движущие альтруизмом мативы имеют корыстную подоплеку, а именно: самоутверждение, самовосхваление, самолюбование и тайное превозношение над другими. Невозрожденная человеческая сущность, будучи отстраненной от источника Божьей любви, лишена способности творить истинное добро, ввиду чего, при всем внешнем благообразии, самостоятельная добродетельность человека зиждется на самолюбии и корысти. Только в Боге доступна истинная любовь, великодушие и бескорыстная добродетель, которые формируются и утверждаются в нас по мере духовного возрастания. Возможно кто-то сочтет это высокопарной чепухой, но это мнение не мое, а Божье. «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9) «все совратились с пути, до одного негодны; НЕТ ДЕЛАЮЩЕГО ДОБРО, нет ни одного». (Рим.3:12)
В силу сказанного, нам необходимо учиться слышать голос духа и отличать его от побуждений ветхого естества. Написано: «твердая же пища свойственна совершенным (зрелым), у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (добра и зла прежде всего в себе)». (Евр.5:14)
В заключении хотелось бы коротко коснуться еще одного момента. Дело в том, что в своих суждениях некоторые христиане полностью объединяют понятия вера и любовь, однако согласно Писанию это две разные категории ибо написано: «если я имею всю ВЕРУ а любви не имею, то я ничто». Живая вера действует любовью т. е. раскрывает себя в проявлении любви, посему, наша вера является основание для достижения последней, или, иначе говоря — любовь к ближним есть плод нашей веры.
Таким образом эти понятия если и можно назвать неделимыми то лишь в определенном смысле. Истинная любовь невозможна без веры, а живая вера немыслима без наличия любви. Вера ведет к совершенству, а любовь есть - совокупность всех совершенств. Вера воплощает в нас природу Христа, а суть природы Господа и есть — Святая Любовь. «Плод же духа: ЛЮБОВЬ, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, ВЕРА, кротость, воздержание» (Гал.5:22)
Да благословит нас Господь возрастать и утверждаться во всем этом!
Александр С. Н.,
Вильнюс Литва
Родился в Литве в городе Вильнюсе, где живу и по сей день. Обращение к Господу произошло в 1995 году, в момент тяжелейшего жизненного кризиса и краха всех моих надежд. В Иисусе я обрел свободу и новую жизнь. Женат, имею дочку. Писать стал пробовать сравнительно недавно, по большей части псалмы и музыку к ним.
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UC3osqINgvPg2lK8xG_E-J2g/videos?sort=dd&view=0&shelf_id=0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо за ваш труд, за то, что поделились. Тема и вправду очень важная. Комментарий автора: Благословений вам Господних.
сестра Татьяна
2007-05-02 03:35:57
"достигайте любви",писал апостол.Это труд,но с Господом он "не тяжкий".
Спасибо вам! Комментарий автора: Да это воистину так. Будьте благословенны.
Зубков Вадим г.Севастополь
2007-05-02 13:59:29
очень благодарен за материал, продолжайте писать. Пусть Бог вас хранит Комментарий автора: Слава Богу. Всех вам благ и мира Господнего.
алекс
2007-10-22 15:58:36
думаю можно на ты. привет теска. меня радует один факт, что ты думаешь о любви, поэтому и оценка моя 2. твои размышления о любви ну очень поверхностны, и очень сумбурные и не отчётливые. использовано очень много библейских текстов но не один из них не был раскрыт в направлении затронутой тематики. предлагаю пару намёков, в каком направлении можно думать. Бог есть любовь, так и значит, что любовь это личность, да-да это личность, поэтому способен превратить мое сердце злое недоброе в чувственную, сердечную субстанцию способную жить. это дыхание жизни вдунул Господь в меня еще в Эдеме. еще раз позволю себе повторится, любовь- это Бог живущий во мне, поэтому Я способен делать выбор, расставлять приоритеты, выстраивать и искать отношений с себе подобными, любовь Божия во мне, это и мая значимость, понимание этого делает меня не гордым а напротив смиренным, благородным, честным, и в конце-концов целенаправленным.СЛАВА БОГУ, уважаемый, поэтому сегодня могу с тобой общается, убеждаясь что ВЕЛИКИЙ БОГ не гнушается меня. и последняя мысль ,она отвлечена. любовь это доказательство всем верующим в теорию эволюцию, в ее бессмысленность. как это понимать: все в теории эволюции все настолько складно, что невозможно противоставить что-то лучшее, но дарвинисты не учли одного обстоятельства Эволюция бессмыслица, поскольку любовь
нельзя приобрести через так называемый естественный отбор, где выживает сильнейший. присутствие любви, это еще одно сильное доказательства тому, что у меня есть ТВОРЕЦ знающий меня интересующийся мной и занят моим преобразованием... Комментарий автора: Спасибо за отзыв, брат. Полностью разделяю твое мнение, как на счет характеристик Бога, так и на счет того, что многие аспекты любви в моей работе остались нераскрытыми. Каждому из нас Бог раскрывается по разному. Мы познаем истину постепенно и возможно когда-нибудь мне удастся расширить данный материал новыми более глубокими откровениями.
Мир тебе и Божьих благословений.
Михаил Пушкарский
2010-02-19 13:12:30
Александр, приветствую тебя. Мне нравится стиль в котором ты пишешь. Я прочёл "Аспекты веры" - очень хорошая и полезная проповедь. А "Критери любви" меня побудили разместить тоже свою тему о любви. Но вот сейчас только с названием определюсь и сразу же на сайт. Я искренне рад, что с тобой тоже познакомился. Классный сайт - успеваю только запоминать имена и фамилии. Следующий меня интересующий автор, наверное, будет Тюрин (имя забыл). Жаль времени нет всех и всё перечесть! Комментарий автора: Приветствую, Михаил. Слава Богу что мы друг друга дополняем и вдохновляем. Да будет все во славу Господа. Успехов тебе и благословенй.
Попы всех закопают. - Валерий Бартахов Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла (Духа). Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились Матф.25:1-10.
Бог есть Дух, сотворивший вселенную и все, что в ней: Будучи Господом неба и земли, ОН в рукотворных храмах НЕ живет (Деян.17:24).
Взыщите Господа и силы Его для себя, ищите непрестанно лица Его1Пар.16:11 Пс.104:4; Все священники должны освящать не других, а себя. Господь ещё через Моисея дал повеления священникам: Освящайте себя и будьте святы.… Соблюдайте постановления Мои и их исполняйте, ибо Я Господь, освящающий вас (Лев.20:6-8; Тит.2:14;1Тим.1:15; Рим.11:27;Откр.5:9,10;Откр.1:5; Матф.20:28; Матф.1:2; Евр.9:14; Гал.3:13,14; Иез.36:25,26).
Иез.20:19 Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их.
Иисус предупредил: Дом Мой домом молитвы назовётся для ВСЕХ народов: – Ибо первосвященники, избранные не Богом, а человеками вначале храмы, а теперь и церкви сделали международными и непригодными для служения Богу: Вертепом разбойников сделали их (Мар.11:17 Иер.7:11 Иоан.2:16 Лук.19:46).
(1Кор.3:16): Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в человеке? (1Кор.6:19): Не знаете ли, что душа человека Духом Святым побеждает всякий грех и смерть: Ибо Дух животворит (Иоан.6:63). Христос уже 2000 лет желающих крестит Духом Святым: А ученики Христа постоянно исполняются радостью и Духа Святого (Деян.4:31; Деян.2:4; Деян.13:52). Нам дал Господь Бог воскресшего из смерти Христа. (1Тим.2:5): Ибо един Бог, ЕДИН И ПОСРЕДНИК между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, Который отдал Себя для искупления всех:
(Лев 24.11-16;Втор.28:58-61; Иов 2.9).. (Еф.4:30): И не оскорбляйте Святого Духа, Которым вы запечатлены в день искупления. Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. (Мар. 3:28-29; 1Иоан. 5.16).
Церковная ритуальная служба в православии названа «Воскресение», что есть богохульство и насмешка над ВОСКРЕСЕНИЕМ Господа нашего, которое совершилось Духом Святым и внесено в календари мира седьмым днём недели (1Тим 1.20; Отк.13:1,5).
К мертвому никто из священников не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым Иез.44:25; Лев.21:1,11; Чис.19:14,16. НЕЧИСТЫЙ – Не честный, распространяет обман. Не чистая совесть. Нечистая сила – злые духи, бесы, черти, колдуны. Интернет предлагает 406 349 страниц сайтов для тех, кто пожелает участвовать в отпевании, оправдании, или освобождение от грехов умёрших. - Это завлекает многих к общению с мёртвыми душами: И даёт возможность бесам вселяться в тела их (Втор.32:17, 18; Пс.105:37; Лук.8:27,28; Мар.5:3,5). (Лев.20:27): Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим.4:1).
Служители международных церквей сами себя назначили «спасителями» живых и умерших. При этом тела свои сделали жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу. (Откр.18:2). И творят великие знамения, так что и огонь уже в наше время пред людьми низводят на землю (Отк.13:13).
Ученик сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего Матф.8:21. Но Иисус сказал ему: Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Матф.8:22). - Кто хоронит или отпевает мертвых, ещё не рождён для Христа и для спасения Его: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди и БЛАГОВЕСТВУЙ (рассказывай) о Царствии Божьем Лук.9:60.
Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: Кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарю подать, а ДУША да вернётся к Богу Отцу Матф.22:19-21. Уклоняясь от уплаты налога, «священники» лишают вдов сирот, инвалидов - пенсии или урезают их Матф.23:14 Лук.20:47. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру Матф.23:23: - иерей Георгий пренебрег судом и стал лицемером, как книжники и фарисеи. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что стремитесь к окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты Матф.23:27:
Раскрытие нечестий служителей православия в цивильной газете «Попы всех закопают» есть ЗНАМЕНИЕ от Бога Отца в радость честных верующих.- Ибо написано: Не будет зла и вреда там, где истина Божья, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11:9 Авв.2:14). Служителями церкви международной устроено зрелище 28 июля 2011 года. Насильно безумно и подсудно полоскали, как тряпку после стирки, детей в воде в день крещения Руси. Так устроители зрелища на глазах всего мира пренебрегли заповеди Господа (Мар.10:14,15; Матф.18:10, 14, 6; Лук.18:16) и детей сделали нечистыми: Ведь дети только в одном случаи освящаются, когда они живут с верующим отцом или матерью верующей: Когда неверующий муж освящается женою верующею, или жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1Кор.7:14). Духом Святым очистим наши души (1Пет.1:22). Не вода грех омывает, а вера в Господа Христа очищает сердца (Деян.15:9). Устроители зрелищ, не зная этого, своим крещением нарушили у ДЕТЕЙ развитие свободной совести: Поэтому взрослые, кто водой был крещён в детстве, думают и говорят несуразно: «Мне не нужен Бог, так как я в детстве крещен!».– Пусть же неправедный еще делает неправду: Нечистый пусть еще сквернится: Праведный да творит правду еще, и святой да ОСВЯЩАЕТ СЕБЯ еще (Откр.22:11). Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и антихристом? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: Вселюсь в сердца по молитвам их, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды церквей международных, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; Я приму вас (2Кор.6:14-17). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь Иов.33:4. И создал Господь Бог человека из праха земного, и в лице его
вдунул дыхание жизни, и стал человек душою живою Быт.2:7.Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь Иоан.6:63; Рим.8:6; Гал.6:8